Джаз-события и фестивали:

KOKTEBEL JAZZ 2010 FESTIVAL TRIP: СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА

News image

Один из самых влиятельных open-air в СНГ, фестиваль «Джаз Коктебель» contemporary world & jazz music festival приглашает самую правильную, самую...

Далее...

Брутальные хиты в стиле 20-х

News image

Ничто не предвещало беды – пустующая почти в течение часа сцена, заставленная многочисленными инструментами, уже развеселившаяся спиртными напитками...

Далее...

Легендарный джазовый фестиваль в Нью-Йорке отменен

News image

Кризис оставил мегаполис без именитого музыкального феста. Американская компания Festival Productions, ответственная за проведение нескольких еже...

Далее...



А. Козлов - “Boogie Woogie”

Классика джаза - Джаз, понятия, термины

а. козлов - “boogie woogie”

«Буги-вуги» - это особый стиль в джазе, происходящий из специфической манеры игры на фортепиано. Как это часто бывает, сама эта музыка появилась еще до того, как ей было дано такое необычное название. Буги-вуги – это способ игры на фортепиано, очень удобный в тех случаях, когда пианист вынужден был играть один, без сопровождения ритм-группы. Он возник в среде тех, кого нанимали развлекать публику на вечеринках и приемах, в недорогих кафе типа «хонки-тонк», в барах типа «barrelhouse» и прочих местах. В начале ХХ века в моду начала входить синкопированная, энергичная музыка, вскоре получившая название «джаз». Вместе с ней менялась и манера игры салонных музыкантов, исполнявших до этого спокойную и тихую музыку. Чтобы заменить целый бэнд, пианисты изобретали разные способы ритмичной игры. К тому времени огромной популярностью пользовался рэгтайм, где применялся прием так называемого «страйд-пиано», где левая рука постоянно скачет по клавиатуре, беря то басовую ноту, то соответствующий ей аккорд.

В отличие от этого метода, пианисты буги-вуги, как правило, не отвлекаются на аккорды в игре левой рукой, создавая различные виды басовых фактур. При этом правая рука, независимая от того, что играет левая, приобретает полную свободу в создании своих мелодических линий. За время развития буги-вуги возникло множество самых разных способов игры левой рукой, отличавших одного мастера от другого.

На некоторых записях «классиков» буги-вуги, таких как Альберт Эммонс или Пит Джонсон, иногда можно слышать, как они начинают пьесу с типичного рэгтайма, и лишь позднее переходят на буги. Это лишний раз подчеркивает, что с точки зрения исполнительской техники рэгтайм был предвестником буги-вуги. А если ознакомиться с биографиями наиболее известных пианистов этого стиля, то становится ясно, что все они – представители традиционного блюза. В манере игры «буги-вуги» иногда поражает сложнейшее сочетание несовместимых, казалось бы, ритмических рисунков в правой и в левой руке. Гармонический строй пьес в стиле буги-вуги весьма прост. Он ограничен в подавляющем большинстве двенадцати-тактным блюзом, с его основными тремя аккордами – тоникой, субдоминантой и доминантой. Но в рамках этого ограничения пианисты буги-вуги достигали большого разнообразия в изобретении своих специфических фактур.

Исследователи отмечают появление первых рисунков для левой руки, похожих на будущие буги-вуги еще в конце 19-го века у ранних пианистов рэгтайма. А первая публикация, связанная с применением так называемого «гуляющего баса» (Walkin’ Bass), датируется 1909 годом в пьесе “Rag Medley” пианиста по прозвищу Blind Boone. Позднее, в 1913 году появились записи с подобными рисунками в пьесе Арти Мэтьюза “Ragtime Rag”. Пианист Джодрж Томас под псевдонимом Клэй Кастер (Clay Custer) выпустил в 1923 году запись пьесы “Rocks”. (Это самая ранняя запись, которую удалось достать). Таким образом, можно видеть, что буги-вуги зародились как ответвление техники рэгтайма. Сам термин “Boogie Wooge” вошел в обиход как обозначение танца под аккомпанемент фортепиано, в 1928 году, когда вышла запись пьесы “Pine Top’s Boogie Woogie” пианиста по имени Pine Top Smith.

Первое поколение пианистов, сознательно ориентированных на буги-вуги начало формироваться в конце 20-х годов. Среди них были такие виртуозы как Romeo Nelson, Arthur Montana Taylor и Charles Avery. Однако, в результате ряда причин, важнейшей из которых была экономическая депрессия, обрушившаяся на США в 1929 году, про буги-вуги и его первых героев забыли на целое десятилетие. Но, в конце 30-х началось возрождение интереса к буги-вуги. Во многом этому способствовал Джон Хэммонд, продюсер и беззаветный энтузиаст джаза. Он разыскал в Чикаго ряд бывших виртуозов буги-вуги, забросивших музыку, работавших в такси, и организовал их совместные концерты. Это были - Albert Ammons, Meade Lux Lewis, Pete Johnson. Их выступления в нью-йоркском “Cafe Society” и в ряде других популярных точек стали началом своеобразного «бума» буги-вуги. Это совпало с «бумом» свинга. Играть буги-вуги стало модным, поэтому в репертуаре биг-бэндов и малых свинговых ансамблей появились пьесы, носящие названия «буги-вуги», причем нередко в большом оркестре партию фортепиано исполняли приглашенные солисты – звезды жанра. Так стиль, возникший в среде одиночек, перекочевал в оркестры с ритм-группой. Как водится в таких ситуациях, нередко то, что выдавалось за буги-вуги, было уже далеко от истинного стиля. Иногда в пьесу или песню, исполнявшуюся в обычном, мэйнстримовском духе, вдруг, отдавая дань моде, вставлялся кусочек буги-вуги. Это прекрасно видно на примере песни «Down Hearted Blues», которая была записана очень популярной тогда певицей Милдред Бэйли. Многие известные музыканты в тот период сочинили буги-вуги, снабдив название своим именем. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть, что играл Каунт Бэйси, Лайонел Хэмптон, Кэб Кэллоуэй, Тэдди Пауэлл, Джин Крупа и другие.

Интерес к буги-вуги продержался до конца 40-х годов, после чего сошел на нет. Правда, на мой взгляд, стиль буги-вуги оказал заметное влияние на формирование ритм-энд-блюза, а в дальнейшем и рок-н-ролла. Признаюсь, для меня было откровением узнать, что знаменитая пьеса Гленна Миллера “In The Mood”, на которой выросло все послевоенное поколение любителей джаза, относится американскими фирмами звукозаписи также к «буги-вуги». Нельзя не вспомнить, что в послевоенные годы, когда джаз стал для советских людей запретным плодом, и мы начали слушать его из «вражеского» эфира, то само слово «буги-вуги» стало на некоторое время своеобразным символом всего американского, запретного и недоступного, наряду с такими понятиями как «Бродвей», «кока-кола» и «чуингам». Среди московских «чуваков», которые собирались на «хатах» с «чувихами» потанцевать «стилем», было немало песен, неизвестно кем сочиненных, где слово «буги-вуги» играло важную роль. В частности, вот фрагмент одной из них:

«От Москвы и до Калуги

Все танцуют буги-вуги…»

Не знаю, по какой причине, но слово «буги» перекочевало и в наше время, в обиходный язык хипстеров современной культуры «хип-хоп». Брейкдансеры и рэпперы нередко используют его в названиях пьес или даже групп. Так, одна из популярных московских групп этого направления называется “Da Boogie Crew”.




Читайте:


Добавить комментарий


Интересно знать:

Avante-Garde

Зародился в 1960-е годы. Для него характерно стремление освободить джаз от «оков» гармонии, ритма, метра, традиционной структуры, сделать его програ...

Third stream

Термин третье течение (third stream) был введен критиком Джоном Уилсоном. Он обозначил альтернативу, а точнее - варианты синтеза первого и второго...

Mainstream

После окончания господствующей моды больших оркестров в эпоху биг-бендов, когда музыку больших оркестров на сцене стали теснить маленькие джазовые а...

А. Козлов - “Бибоп”

Название этого вида джаза имеет несколько вариантов – bop, bebop, rebop. Но в корне все равно остается слово “боп” и поэтому приверженцы этого вида ...

Новая музыка:

News image News image
News image News image
News image News image
News image News image
News image News image
>>>>: Главная - Джаз, понятия, термины - А. Козлов - “Boogie Woogie”

Легенды джаза:

Oscar Peterson – so mine and do hope yours as well

News image

Об Оскаре можно говорить долго и интересно, но Музыка его озадачивает, радует лучше и глубже всего. Хочу избежать лишних слов, необратимо ...

Галактический гуро, в лице Херби Хэнкока!

News image

Здравствуйте, не усидев на месте, мне захотелось Вас поближе познакомить с таким музыкантом как Херби Хэнкок, многим он знаком по композиц...

Новые впечатления:

Неба Жители

Состав: Виктория Дариан, Дмитрий Дариан, DJ Juxtapose Место на карте: Россия, Москва Стиль: Acid Jazz, Ambient, Breaks, Chillout, Drum & B...

Алексей Чистилин - Your holiday - Симпатично! – Ze

Давно такой музыки на промо не встречал... Вспомнились времена, когда ходил на репетиции джаз-банды (сам я там не участвовал, просто созерцал со ст...

Авторизация

It only takes 2 minutes -