Джаз-события и фестивали:

KOKTEBEL JAZZ 2010 FESTIVAL TRIP: СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА

News image

Один из самых влиятельных open-air в СНГ, фестиваль «Джаз Коктебель» contemporary world & jazz music festival приглашает самую правильную, самую...

Далее...

Брутальные хиты в стиле 20-х

News image

Ничто не предвещало беды – пустующая почти в течение часа сцена, заставленная многочисленными инструментами, уже развеселившаяся спиртными напитками...

Далее...

Легендарный джазовый фестиваль в Нью-Йорке отменен

News image

Кризис оставил мегаполис без именитого музыкального феста. Американская компания Festival Productions, ответственная за проведение нескольких еже...

Далее...


А. Козлов - “Boogie Woogie”

Классика джаза - Джаз, понятия, термины

а. козлов - “boogie woogie”

«Буги-вуги» - это особый стиль в джазе, происходящий из специфической манеры игры на фортепиано. Как это часто бывает, сама эта музыка появилась еще до того, как ей было дано такое необычное название. Буги-вуги – это способ игры на фортепиано, очень удобный в тех случаях, когда пианист вынужден был играть один, без сопровождения ритм-группы. Он возник в среде тех, кого нанимали развлекать публику на вечеринках и приемах, в недорогих кафе типа «хонки-тонк», в барах типа «barrelhouse» и прочих местах. В начале ХХ века в моду начала входить синкопированная, энергичная музыка, вскоре получившая название «джаз». Вместе с ней менялась и манера игры салонных музыкантов, исполнявших до этого спокойную и тихую музыку. Чтобы заменить целый бэнд, пианисты изобретали разные способы ритмичной игры. К тому времени огромной популярностью пользовался рэгтайм, где применялся прием так называемого «страйд-пиано», где левая рука постоянно скачет по клавиатуре, беря то басовую ноту, то соответствующий ей аккорд.

В отличие от этого метода, пианисты буги-вуги, как правило, не отвлекаются на аккорды в игре левой рукой, создавая различные виды басовых фактур. При этом правая рука, независимая от того, что играет левая, приобретает полную свободу в создании своих мелодических линий. За время развития буги-вуги возникло множество самых разных способов игры левой рукой, отличавших одного мастера от другого.

На некоторых записях «классиков» буги-вуги, таких как Альберт Эммонс или Пит Джонсон, иногда можно слышать, как они начинают пьесу с типичного рэгтайма, и лишь позднее переходят на буги. Это лишний раз подчеркивает, что с точки зрения исполнительской техники рэгтайм был предвестником буги-вуги. А если ознакомиться с биографиями наиболее известных пианистов этого стиля, то становится ясно, что все они – представители традиционного блюза. В манере игры «буги-вуги» иногда поражает сложнейшее сочетание несовместимых, казалось бы, ритмических рисунков в правой и в левой руке. Гармонический строй пьес в стиле буги-вуги весьма прост. Он ограничен в подавляющем большинстве двенадцати-тактным блюзом, с его основными тремя аккордами – тоникой, субдоминантой и доминантой. Но в рамках этого ограничения пианисты буги-вуги достигали большого разнообразия в изобретении своих специфических фактур.

Исследователи отмечают появление первых рисунков для левой руки, похожих на будущие буги-вуги еще в конце 19-го века у ранних пианистов рэгтайма. А первая публикация, связанная с применением так называемого «гуляющего баса» (Walkin’ Bass), датируется 1909 годом в пьесе “Rag Medley” пианиста по прозвищу Blind Boone. Позднее, в 1913 году появились записи с подобными рисунками в пьесе Арти Мэтьюза “Ragtime Rag”. Пианист Джодрж Томас под псевдонимом Клэй Кастер (Clay Custer) выпустил в 1923 году запись пьесы “Rocks”. (Это самая ранняя запись, которую удалось достать). Таким образом, можно видеть, что буги-вуги зародились как ответвление техники рэгтайма. Сам термин “Boogie Wooge” вошел в обиход как обозначение танца под аккомпанемент фортепиано, в 1928 году, когда вышла запись пьесы “Pine Top’s Boogie Woogie” пианиста по имени Pine Top Smith.

Первое поколение пианистов, сознательно ориентированных на буги-вуги начало формироваться в конце 20-х годов. Среди них были такие виртуозы как Romeo Nelson, Arthur Montana Taylor и Charles Avery. Однако, в результате ряда причин, важнейшей из которых была экономическая депрессия, обрушившаяся на США в 1929 году, про буги-вуги и его первых героев забыли на целое десятилетие. Но, в конце 30-х началось возрождение интереса к буги-вуги. Во многом этому способствовал Джон Хэммонд, продюсер и беззаветный энтузиаст джаза. Он разыскал в Чикаго ряд бывших виртуозов буги-вуги, забросивших музыку, работавших в такси, и организовал их совместные концерты. Это были - Albert Ammons, Meade Lux Lewis, Pete Johnson. Их выступления в нью-йоркском “Cafe Society” и в ряде других популярных точек стали началом своеобразного «бума» буги-вуги. Это совпало с «бумом» свинга. Играть буги-вуги стало модным, поэтому в репертуаре биг-бэндов и малых свинговых ансамблей появились пьесы, носящие названия «буги-вуги», причем нередко в большом оркестре партию фортепиано исполняли приглашенные солисты – звезды жанра. Так стиль, возникший в среде одиночек, перекочевал в оркестры с ритм-группой. Как водится в таких ситуациях, нередко то, что выдавалось за буги-вуги, было уже далеко от истинного стиля. Иногда в пьесу или песню, исполнявшуюся в обычном, мэйнстримовском духе, вдруг, отдавая дань моде, вставлялся кусочек буги-вуги. Это прекрасно видно на примере песни «Down Hearted Blues», которая была записана очень популярной тогда певицей Милдред Бэйли. Многие известные музыканты в тот период сочинили буги-вуги, снабдив название своим именем. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть, что играл Каунт Бэйси, Лайонел Хэмптон, Кэб Кэллоуэй, Тэдди Пауэлл, Джин Крупа и другие.

Интерес к буги-вуги продержался до конца 40-х годов, после чего сошел на нет. Правда, на мой взгляд, стиль буги-вуги оказал заметное влияние на формирование ритм-энд-блюза, а в дальнейшем и рок-н-ролла. Признаюсь, для меня было откровением узнать, что знаменитая пьеса Гленна Миллера “In The Mood”, на которой выросло все послевоенное поколение любителей джаза, относится американскими фирмами звукозаписи также к «буги-вуги». Нельзя не вспомнить, что в послевоенные годы, когда джаз стал для советских людей запретным плодом, и мы начали слушать его из «вражеского» эфира, то само слово «буги-вуги» стало на некоторое время своеобразным символом всего американского, запретного и недоступного, наряду с такими понятиями как «Бродвей», «кока-кола» и «чуингам». Среди московских «чуваков», которые собирались на «хатах» с «чувихами» потанцевать «стилем», было немало песен, неизвестно кем сочиненных, где слово «буги-вуги» играло важную роль. В частности, вот фрагмент одной из них:

«От Москвы и до Калуги

Все танцуют буги-вуги…»

Не знаю, по какой причине, но слово «буги» перекочевало и в наше время, в обиходный язык хипстеров современной культуры «хип-хоп». Брейкдансеры и рэпперы нередко используют его в названиях пьес или даже групп. Так, одна из популярных московских групп этого направления называется “Da Boogie Crew”.




Читайте:


Добавить комментарий


Интересно знать:

World Jazz

Всемирный джаз (World Jazz) - термин, странно звучащий по-русски, относится к сплаву музыки Третьего мира, или всемирной музыки (World Music), с...

Современный блюз

Исторически блюз постепенно проникал в крупные промышленные центры и быстро завоевывал там популярность. В нем утвердились характерные особенности, ...

Crossover

С постепенным снижением активности рок-музыки, начинавшейся с начала 70-х, с уменьшением потока идей из мира рока музыка фьюжн стала более прямолине...

Фри-джаз

В начале 60-х годов очередной виток развития джазовых стилей был обусловлен, в значительной мере, усилением расового самосознания негритянских музык...

Новая музыка:

News image News image
News image News image
News image News image
News image News image
News image News image
>>>>: Главная - Джаз, понятия, термины - А. Козлов - “Boogie Woogie”

Легенды джаза:

Биография Мишеля Петручиани (Michel Petrucciani)

News image

Год рождения: 28 декабря 1962 года Место рождения: Монпелье (Montpellier), Франция (France) Умер: 6 января 1999 в Париже, Франция. ...

Милт Джексон

News image

Вибрафонист Милт Джексон (Milt Jackson) (1.01.1923-9.10

Новые впечатления:

Русский джаз из Голландии

Так получилось, что музыканты разных жанров живут в разных музыкальных мирах. Академисты в своём, джазмены в своём, и народники в своём. И каждый му...

Неба Жители

Состав: Виктория Дариан, Дмитрий Дариан, DJ Juxtapose Место на карте: Россия, Москва Стиль: Acid Jazz, Ambient, Breaks, Chillout, Drum & B...

Авторизация

It only takes 2 minutes -