Джаз-события и фестивали:

KOKTEBEL JAZZ 2010 FESTIVAL TRIP: СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА

News image

Один из самых влиятельных open-air в СНГ, фестиваль «Джаз Коктебель» contemporary world & jazz music festival приглашает самую правильную, самую...

Далее...

Брутальные хиты в стиле 20-х

News image

Ничто не предвещало беды – пустующая почти в течение часа сцена, заставленная многочисленными инструментами, уже развеселившаяся спиртными напитками...

Далее...

Легендарный джазовый фестиваль в Нью-Йорке отменен

News image

Кризис оставил мегаполис без именитого музыкального феста. Американская компания Festival Productions, ответственная за проведение нескольких еже...

Далее...


США хотели сделать джаз оружием против СССР - американский историк

Классика джаза - Джаз история

сша хотели сделать джаз оружием против ссср - американский историк

США хотели сделать джаз своим идеологическим оружием против СССР и расширения советского влияния на страны третьего мира через специальный проект Госдепартамента США, сказала профессор истории и американской культуры Университета Мичигана Пенни Ван Эсчен, посвятившая этой странице истории свою книгу.

Проект Послы джаза родился в разгар холодной войны в 1955 году и был рассчитан как противовес советской идеологии и пропаганде. Его предложил друг культового джазмена Диззи (Джон Биркс) Гиллеспи чернокожий сенатор от Гарлема Адам Клэйтон Пауэлл. Газета Нью-Йорка Таймс тогда назвала проект секретным акустическим оружием и термин приклеился к одному из самых знаменитых культурных проектов госдепартамента США , - рассказала Ван Эсчен в интервью РИА Новости.

В Доме джаза Линкольн-центра в Нью-Йорке открылась уникальная фото-выставка, посвященная миссии Послов джаза , просуществовавшей почти 20 лет, и распавшейся раньше СССР.

Оружие джаза или культуры, альтернативной тоталитарным ценностям, было нацелено на СССР, Восточную Европу, Азию, а также новоявленные африканские государства, только появившиеся на политической карте мира и видевшие в западных цивилизациях проявления расизма.

Джаз, который играли чернокожие американцы, призван был, по замыслу чиновников, послать миру сигнал о том, что никакого расизма в Америке нет , - сказала Ван Эсчен.

Вначале послы послали Госдуп

Под флагом Госдепа удалось собрать звезд первой величины - самого Диззи , Луи Армстронга, Дюка Эллингтона, Бенни Гудмена, которые прорвались сквозь железный занавес и идеологические табу.

Но джазмены отнюдь не были дипломатами в том смысле, который ожидал Госдеп. Первым посланцем в СССР должен был стать Армстронг, и уже шли переговоры между Вашингтоном и Москвой, когда великий трубач послал правительство - причем, собственное. Буквально он сказал так: Тем самым образом, которым правительство обходится с моим народом на Юге, пусть оно идет к черту , - рассказывает Ван Эсчен.

Москвичи не увидели маэстро в 1957 году из-за президента Дуайта Эйзенхауэра, который не усмирил вспыхнувшие волнения в штате Арканзас после того, как там начались протесты белых американцев против совместного обучения с чернокожими. Белый дом ввел полицейские войска лишь спустя две недели после расового противостояния.

А когда Гиллеспи после его первого турне на Ближний Восток пригласили на брифинг в Госдеп с тем, чтобы проинструктировать культурного посла о том, как лучше отвечать за рубежом на вопросы о расовой проблеме в США, Диззи , в полном соответствии со своей кличкой ( Ошеломляющий ), отбрил чиновников, напомнив им постыдную историю рабовладельчества в США.

Я имел 300 лет такого брифинга. Я знаю, что они сделали для нас и не собираюсь никого извинять , - приводит историк слова кумира миллионов.

В Грецию, куда Гиллеспи отправили после того, когда студенты забросали камнями здание посольства США, толпы молодежи восторженно скандировали имя чернокожего американца, в Пакистане Диззи отказался играть для элит, устроив концерт для обслуги своего отеля - поваров и уборщиков.

А в 1964 году посол джаза Гиллеспи сам себя выдвинул кандидатом в президенты США, пообещав переименовать Белый дом в Блюзовый дом , назначить госсекретарем США Дюка Эллингтона, а директором Центрального разведывательного управления - трубача Майлза Дэвиса.

Как он относился к властям, не было секретом, однако его пример показывал миру, что в США ты можешь как угодно критиковать правительство, не опасаясь ответных репрессий.

Сегодня он играет джаз, а завтра родину предаст .

Первым послом джаза в СССР стал Бенни Гудмен в 1962 году. Он прибыл в Россию в наихудший момент в истории отношений между Москвой и Вашингтоном на волне карибского кризиса, когда две сверхдержавы балансировали на грани войны и мира.

Никита Хрущев на приеме в посольстве США подошел поздороваться в Гудменом. Бенни очень обрадовался и, пожимая руку лидеру СССР, воскликнул: О, так значит вы тоже любите джаз! . Нет, я люблю хорошую музыку , осек его Хрущев , - рассказывает Ван Эсчен.

Джазовая дипломатия разительно отличалась от официальной. Когда на Красной площади король свинга увидел смену караула у мавзолея Ленина, он, попадая в такт чеканного шага, заиграл известную фольклорную мелодию Pop Goes the Weasel, которая обычно используется для механических игрушек, выпрыгивающих из табакерки. А когда на официальной церемонии заскучал, слушая затянувшуюся речь высокопоставленного советского чиновника, то просто достал свой кларнет и заиграл.

Если в некоторых странах, как, например, Ирак или Афганистан, концерты предваряли рассказы о том, что такое джаз, то в России это было не нужно. Армия поклонников джаза, который являлся культурой советского андерграунда, была столь велика, а знание столь глубоко, что ничего кроме музыки было не нужно , - говорит историк.

Однако после завершения гастролей Гудмена идеологические гонения на джаз, как на чуждое строителям коммунизма веяние, были усилены в СССР, отмечает Ван Эсчен.

Было бы слишком просто сказать, что Послы джаза все-таки разрушили СССР и Восточный блок. Но их музыка несла дух свободы, срывающий железные занавесы и идеологические установки обществам с авторитарными режимами. Они представляли чисто американскую культуру, но одновременно их музыка стала международным языком духовной независимости , - сказала Ван Эсчен.

Проект закрылся в 1979 году без видимых причин - то ли кто-то из сенаторов призвал не транжирить государственные деньги, то ли просто Америка после Уотергейта сосредоточилась на внутренних проблемах, полагает искусствовед.




Читайте:


Добавить комментарий


Интересно знать:

ECM

Отдельную нишу в сообществе джазовых стилей с начала 70-х годов заняла немецкая фирма ECM (Edition of Contemporary Music - Издательство современной ...

Crossover

С постепенным снижением активности рок-музыки (с художественной точки зрения), начинавшейся с начала 70-х, с уменьшением потока идей из мира рока му...

Crossover

С постепенным снижением активности рок-музыки, начинавшейся с начала 70-х, с уменьшением потока идей из мира рока музыка фьюжн стала более прямолине...

Big Band

Конечно это не стиль джаза, а тип джазового инструментального ансамбля, но всё таки он был включен в таблицу, ибо любой джаз исполняемый биг-бендом...

Новая музыка:

News image News image
News image News image
News image News image
News image News image
News image News image
>>>>: Главная - Джаз история - США хотели сделать джаз оружием против СССР - американский историк

Легенды джаза:

Антонио (Том) Карлоса Жобима (Antonio Carlos Jobim

News image

Настоящее имя: Антонио Карлос Жобим Дата рождения: 25 января 1927 Место рождения: Рио Де Жанейро. Антонио (Том) Карлос Жобим по праву с...

Классика джаза

News image

Джаз нужно уметь слушать. Может, он не всегда сразу всем понятен, но это музыка благодарная – в ответ он подарит вам много новых ощущений,...

Новые впечатления:

Child - Laura Grig & Laya Bam Band - Музыка ес

Наша авторская работа, полностью life состав. Песня была написана под впечатлением от поездки на святую землю..

Март 2010: ЕСМ Records и другие джазовые конюшн

Начну обзор мартовских джазовых релизов опять со Старого Света: расположенная в Мюнхене, европейская империя джазовой индустрии изысканных альтернат...

Авторизация

It only takes 2 minutes -